Атлантов судили три раза
Евгения Твардовская
Вывести дом Расторгуевых на Солянке из списков памятников не удалось даже с помощью арбитражных судов.
Дом купцов Расторгуевых — Солянка, 7, стр. 1 — известный как «Дом с атлантами», за период с октября 2010 до лета 2011 становился объектом судебного разбирательства три раза. Случай беспрецедентный. И по упорству инвестора, с одной стороны, и по стойкости и единодушию московских судов всех трех инстанций, с другой. Сначала Арбитражный, затем Арбитражный апелляционный, а потом и Федеральный арбитражный суд Московского округа – все как один оставили Дом с атлантами в списках выявленных памятников, отклонив иск инвестора к Правительству Москвы с требованием исключить его из списков объектов культурного наследия и разжаловать в ценные градоформирующие объекты.
Статус выявленного памятника, который дом получил в 2004 году, не позволяет инвестору ООО «ЕвроСтрой» провести запланированную реконструкцию и получить квадратных метров, почти в пять раз больше: вместо имеющихся 4 065 кв. м – аж 20 000. Проект предусматривал сохранение только парадного фасада дома, но весьма вероятно, что четыре атланта в этом случае повторили бы судьбу Атлантиды с той лишь разницей, что хоть фотографии, но остались бы. На месте дома запланирован гостинично-деловой комплекс с подземной автостоянкой.
Первую атаку – надо признать, успешную – «ЕвроСтрой» начал через «Расстрельную» комиссию Ресина. 16 октября 2009 года ею было принято решение рекомендовать Правительству Москвы отнести «доходный дом, 1882 г., арх. В. Н. Карнеева» к ценным объектам историко-градостроительной среды – «…в связи с утратами интерьеров, а также неудовлетворительным, местами, аварийным состоянием здания». Соответствующее экспертное заключение (в котором архитектора В.Н. Карнеева называют то В.Н., то В.М. Корнеев) подготовил академик Академии архитектурного наследия, кандидат культурологических наук, член ICOMOS А.В. Соловьев — по совместительству автор проекта «регенерации» дома.
Историческое здание в собственности ООО «ЕвроСтрой» с 2005 года. На него Общество оформило охранное обязательство, уже планируя при этом грандиозную стройку. Дом много лет расселен и стоит в строительной сетке. На первом этаже сохранились частично планировка и отделка, декоративное убранство парадной лестницы и чугунное литье ограждений. Но главное достоинство дома – богато украшенный фасад. Балкон второго этажа, который начал рушиться, подпирают четыре мускулистых атланта, на замковых камнях окон красуются жезлы Меркурия в окружении фигурок химер. Все эти достоинства признаются «экспертным заключением» А.В. Соловьева, но вывод делается однозначный: это не памятник, а ценный градоформирующий объект. В переводе на бытовой язык это означает: стройку можно было разрешить, история важна всегда, а вот деньги бизнесу нужны сейчас.
Однако вся незамысловатая, сто раз обкатанная схема изничтожения памятников сначала юридического, а потом и физического вдруг рассыпалась, как карточный домик. Комиссию Ресина распустили. К тому же, вышло утвержденное Правительством РФ Положение о госэкспертизе (15 июля 2009 г.), и получилось, что обосновывать вывод о несоответствии дома на Солянке высокому званию объекта культурного наследия нужно заново, актом государственной историко-культурной экспертизы, за достоверность и объективность которой эксперт несет персональную ответственность. Одним словом, для «ЕвроСтроя» все вернулось в исходное состояние при весьма туманных перспективах.
Вот тут-то инвестор не выдержал – все ж-таки сил и терпения не как у атлантов — и обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия столичного Правительства и требованием устранить нарушения интересов путем «издания распоряжения об отказе в отнесении дома к памятникам и исключении его из выявленных объектов культурного наследия». Арбитражный суд отказал 8 ноября 2010 г. Тогда инвестор пошел выше и подал апелляцию. 27 января 2011 г. пришел отказ от Девятого арбитражного апелляционного суда. «ЕвроСтрой» обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа. Но и тот поддержал постановления своих предшественников.
Вот как комментирует ситуацию юрист Архнадзора Наталия Румянцева:
«Конечно, есть еще Высший Арбитражный суд, куда может обратиться «ЕвроСтрой», но, скорее всего, дело и там закончится ничем. Вообще, этот случай, несмотря на счастливый финал, показывает, насколько не защищены были в Москве выявленные памятники. Вспомним хотя бы палаты Гурьевых (к которым также приложила руку фирма «АР’С С» академика Соловьёва), дом Быкова архитектора Кекушева, Расстрельный дом на Никольской, типографию Эль Лисицкого. Это ведь тоже объекты, которые ресинская комиссия в свое время рекомендовала вывести из списка выявленных объектов культурного наследия».
Так хочется встать и воскликнуть: «Наш суд – самый гуманный суд в мире». Во всяком случае, по отношению к дому на Солянке. Инвестору объяснили, что дом, хоть объект и выявленный, но под охраной закона. Ну а права инвестора никто не ущемляет. У него есть право и обязанность памятник поддерживать в порядке и реставрировать. Кстати, на доме висит свеженькая табличка о том, что там идут ремонтно-реставрационные работы. Правда, без срока их начала и окончания.
18 комментариев